ЭНЕРГОДОЛГИ ДЕЛЯТ НА НОЛЬ

Миссия компании заключается в надежном и устойчивом обеспечении потребителей электрической и тепловой энергией, произведенной на современном экологически безопасном оборудовании с применением передовых энергосберегающих технологий.



Сети и сбытовые компании хотят полномочий друг друга для решения проблем

Вмешательство Владимира Путина в спор участников энергорынка объемом 2,5 трлн руб. о нормализации расчетов обострило борьбу между "Россетями" и гарантирующими поставщиками электроэнергии. Сторонам предстоит уже к 1 сентября достичь компромисса в спорах о поправках к законодательству по улучшению платежной дисциплины. Так, "Россети" пытаются добиться доступа к закрытой базе сбытов, а гарантирующие поставщики претендуют на возможность устанавливать оборудование для автоматического отключения должников, а также предлагают сетям раскрывать информацию о расчетах с подрядчиками.

По поручению Владимира Путина до 1 сентября "Россети", ассоциация "Совет рынка" (регулятор энергорынка), некоммерческое партнерство (НП) гарантирующих поставщиков (ГП) и энергосбытовых компаний (ЭСК) должны представить Минэнерго свои предложения по внесению поправок, направленных на повышение платежной дисциплины между участниками энергорынка. В России с начала 2016 года уже действует федеральный закон об усилении платежной дисциплины, но по июльскому поручению президента к нему нужно дополнительно разработать подзаконные акты по ограничению роста долгов гарантирующих поставщиков (основной энергосбыт региона) и нормализации взаиморасчетов предприятий электроэнергетики. Причиной критики закона президентом стала хроническая задолженность энергосбытовой компании "Архэнергосбыт" перед "Россетями" ( на тот момент 3,6 млрд руб.) и генерирующей компанией ТГК-2.

В "Совете рынка" заявили, что основным пробелом в законодательстве считают постоянные взаимные претензии по расшивке задолженности: со стороны сетей - за оплату потерь, со стороны сбытовых компаний - за передачу электроэнергии.

По данным "Россетей", на 1 июля просроченная задолженность за передачу электроэнергии перед госхолдингом выросла на 5%, до 83,4 млрд руб. Большая часть долга - 58,3 млрд руб. - приходится на ГП. Крупнейшие должники - независимый сбытовой холдинг "ТНС энерго" (9,3 млрд руб.), поставщик электроэнергии для предприятий Минобороны "Оборонэнергосбыт" (3,5 млрд руб.), "Межрегионсоюзэнерго" (8 млрд руб.), еще 11 млрд руб. висят на ушедшем с рынка "Энергостриме". По данным НП ГП и ЭСК, на 1 июля просроченная задолженность за потери электроэнергии составила 39,8 млрд руб., а с учетом встречных обязательств ГП за услуги по передаче - всего 15 млрд руб. На сетевые организации суммарно приходится 23% в просроченной задолженности: 13% - на МРСК (22,5 млрд руб.), 10% - на прочие ТСО (17,3 млрд руб.). По данным Минэнерго, задолженность ГП за электроэнергию перед генерирующими компаниями на 1 июля составляла 30,6 млрд руб.

Судя по предложениям, выдвинутым для рассмотрения в Минэнерго, "Россети" и гарантирующие поставщики снова заняли непримиримые позиции и, по сути, предлагают расширить свои полномочия за счет размывания границ сбытовой и сетевой деятельности.

Так, "Россети" предлагают открыть для всех участников рынка базу данных потребителей гарантирующих поставщиков, так как считают, что "деятельность ГП непрозрачна и закрыта для всех участников рынка".

 При этом гарантирующие поставщики распоряжаются большей долей денежного потока электроэнергетики - примерно 2,5 трлн руб. в год. Среди других мер - предложение лишать сбыты статуса ГП за просрочку платежей в течение двух месяцев и ввести авансовую систему оплаты услуг по передаче электроэнергии.

НП ГП, в свою очередь, пытается проникнуть в сферу деятельности сетевиков, предлагая предоставить сбытам право устанавливать средства дистанционного отключения должников. Сейчас счетчики находятся на балансе сетей, и отключать потребителей от электросети имеют право только они. НП также предлагает сетям раскрывать информацию о состоянии расчетов с подрядчиками. Среди других идей гарантирующих поставщиков - введение субсидиарной ответственности собственников коммунальной инфраструктуры за арендаторов.

Но сторонам все же придется договориться: по поручению президента к 1 октября Минэнерго должно сформировать консолидированную позицию для правительства.

http://kommersant.ru/doc/3075498
Вернуться к списку